Обычный диалог:
– Сколько стоит у вас изготовить сайт?
– Возможны разные варианты. Каким требованиям должен сайт соответствовать?
– …Ну, сайт, как сайт… Вы сайты делаете?
Почему-то первый вопрос всегда о цене. Зачастую он и единственный…
Конечно, всегда хорошо знать заранее цену за любой приобретаемый товар. Можно сравнить, выбрать «подешевле», просто прицениться. Однако это стопроцентно работает при фиксированных и заранее очевидных свойствах приобретаемого продукта.
Разработка дизайна является интеллектуальной и творческой работой и не может иметь очевидную оценочную шкалу. И поспешное предварительное указывание конкретных цен, подогнанных под формат прайс-листа, может не верно сориентировать заказчика, склонного запоминать только названный минимум, но и ввести в заблуждение исполнителя.
Работа с упрощенными прайс-листами на дизайн берет свое начало в полиграфических предприятиях, где разработка графики была лишь приложением к печатаемым тиражам. Цена дизайна почти всегда привязывалась к формату и виду изделия. Сам прайс использовался в качестве коммерческого аргумента в борьбе за клиента, соответственно стоимость некоторых работ занижалась вплоть до «бесплатно».
Что же на самом деле подобное ценообразование скрывает?
Рассмотрим такой случай. Заказчик хочет получить тираж буклета стандартного формата с индивидуальным дизайном. Но в свою очередь его трудоемкость может оказаться различной. Например:
- заказчик «без претензий» и полностью предоставляет материалы: графику, фото, тексты и т.д., сам готовит техническое задание;
- заказчик предоставляет сырые неполные материалы, требующие доработки, но дизайн может основываться на иллюстрациях и фотографиях, взятых из распространенных клипартов, фотобанков и т.д.;
- предполагается разработка полностью оригинального проекта, заказчик предоставляет только свои пожелания и требования…
Формально это всё буклет. Но очевидно, что объем выполняемых работ по каждому из приведенных выше вариантов различен, соответственно, стоимость дизайна должна это учитывать. Какая же цена за буклет должна быть указана, если усредненная цена будет неточной, а попытка учесть в прайс-листе все нюансы сделает его сложным и непонятным?
В таких случаях многие полиграфисты вынужденно идут на усреднение цены, признавая вторичность дизайна, поскольку заказчик более охотно платит за то, что «можно подержать». В этой связи каждая типография вынуждена иметь в структуре отдел, занимающийся разработкой дизайна, качество которого, как правило, зависит от случайных факторов, потому что не обуславливается соответствующей оплатой. В итоге переплата или недоплата за дизайн скрывается в общей сумме заказа.
Эта устоявшаяся схема отношений «заказчик-исполнитель» в свое время плавно была перенесена на веб-разработку. Но что характерно для этой сферы по сей день, во многих случаях потенциальный заказчик лишь в самых общих чертах представляет, что ему нужно и что ему могут предложить. И положение разработчика при этом усложняется тем, что созданный продукт нельзя упаковать в коробки, тяжесть которых будет оправдывать финансовые затраты в глазах покупателя.
Заказчик далеко не всегда готов написать бриф или техническое задание, и, как правило, считает свой вопрос – «сколько стоит сделать сайт?» – достаточно конкретным и исчерпывающе сформулированным, и, соответственно, ждет простого ответа. Если избавить его от встречного вопроса, то ответных варианта два:
1) это стоит ### руб.
2) это стоит от ### до ### руб.
Оба ответа замыкают пространство, не выражая сути предполагаемых работ, и каждый из них является лишь отправной или конечной точкой в отношениях заказчика и исполнителя.
Абсолютно очевидно, что заказчик уже изначально в большей степени ориентирован на некую сумму затрат, чем на вникание в тонкости технического исполнения проекта. И в его вопросе уже скрыто ожидаемое значение стоимости.
Следствием такого положения дел является подгон разработки интернет-проектов под некие хаотично складывающиеся внешние и ценовые «стандарты», такие, например, как просто «сайт», «сайт-визитка», «интернет-магазин» «портал» и т.д…
Более конструктивным ходом был бы вопрос заказчика, представляющий собой обратную постановку задачи: «Что вы можете предложить за ### рублей?» В этом случае дизайн-студия могла бы дать более объективную раскладку по видам работ, исходя из своего опыта и возможностей. Запрос, направленный в несколько мест, позволил бы заказчику сделать более логичный выбор студии, с которой в дальнейшем перейти к дальнейшему согласованию технического задания.
Но при любом расчете «правильная» конечная стоимость разработки носит составной, «опциональный» характер, суммирует в себе весь комплекс работ, включенных в один конкретный отдельно взятый проект.
Цена в таком случае представляет собой согласованный результат совместной работы заказчика и исполнителя.
Никуленко Григорий
2008 Gusenitsa.Ru