1. Проблемы с читаемостью текста
Цветовая схема, гарнитура и размер шрифта вашего веб-сайта достаточно сильно влияет на восприятие его содержимого, так как текст – это основа контентного наполнения сайта. Стандартные жалобы посетителей сайтов: слишком мелкий шрифт; фиксированный размер шрифта; малая контрастность цвета между шрифтом и фоном; неправильное разбиение на абзацы; сложен для восприятия, если мигает или движется.
Самый простой и надежный способ, который вы можете использовать на своем веб-представительстве, – не задавать размер и тип шрифта, а оставить все на выбор посетителя. Но для дизайнеров контроль над шрифтом обусловлен требованиями создания торговой марки, соответствия фирменному стилю, уместностью шрифта в каждом конкретном случае. А данный путь влечет за собой изучение веб-типографики и принятие решения по правильному выбору семейства шрифта, его размера и цвета, сочетаемости с фоном, ширины и параметров полей и абзацев, а также знание «подводных камней», таких как: зависимость размера и вида шрифта от разрешения экрана и браузера пользователя, отсутствие отдельных шрифтов в некоторых операционных системах, использование шрифтов, оптимизированных для вывода на экран и т.д.
2. Путанная навигация
Принцип построения веб-навигации состоит в простой формулировке пользователей: «Чем труднее мне это найти, тем меньше я буду этим пользоваться!». Не вынуждайте посетителя вашего сайта разгадывать ребус «как попасть в тот или иной раздел». Особенно это касается индексной страницы, по визуальному и техническому исполнению которой сразу видно, сможет ли посетитель пройти дальше или у него возникнут трудности.
Поэтому важнейшая задача разработчика веб-сайта – сделать систему навигации максимально удобной, простой и интуитивно понятной, без двусмысленности. Вот несколько правил и приемов эффективной навигации: используйте визуальную иерархию элементов (пробежав страницу взглядом, пользователь должен легко выделить основные блоки в порядке их важности и приоритета), разбейте страницу на смысловые области (например, на информативный и сервисный), используйте тематическое разбиение материала (так проще найти интересующую информацию), сделайте навигационную систему в стиле сайта с четким выделением меню и ссылок (красота, удобство и скорость здесь должны максимально сочетаться), также обратите внимание на заголовки (за них должен «цепляться» взгляд, но при этом обилие названий не должно создавать «шума»), иконки (графические элементы, несущие смысловую нагрузку должны быть лаконичными и ненавязчивыми).
3. Флеш
В 99% флеш ухудшает сайт: долго грузится и много весит (флеш-заставки, как правило, загружаются целиком, и поэтому процесс затягивается, особенно при модемном подключении), препятствует восприятию информации (пользователю идут на сайт за информацией, а постоянно проигрывающийся мультфильм раздражает и отвлекает), навигация затруднена (не работает кнопка «Назад», не регулируется шрифт, проблемы с «поиском по странице», по ссылкам невозможно определить, где вы уже побывали), отсутствие выбора направления движения (флеш ограничивает свободу движения пользователя по сайту, превращая его в презентацию, а не в интерактивный веб-узел), информация не обновляется, некорректно работает в офф-лайне и пр. И, прежде чем применять флеш, семь раз отмерьте.
Флеш хорошо подходит для создания баннеров, промо-сайтов конкретного вида продукции, игр, небольших элементов оформления, и противопоказан, например, для информационных порталов. Не используйте флеш лишь для того, чтобы на странице что-то бегало и прыгало. Если контент скучен, перепишите текст и сделайте более качественные фотографии, доработайте дизайн и стилистику оформления сайта, но не стремитесь исправить эти недостатки флешем.
И всегда предлагайте посетителю Вашего веб-сайта «Пропустить флеш-заставку» или альтернативный вариант сайта без флеша.
4. Перенос принципов полиграфического дизайна на веб
Это в первую очередь относиться к использованию некоторых цветовых сочетаний. Так, например, активный красный цвет может сделать вашу печатную рекламную продукцию броской и привлекательной, но «красный» сайт будет крайне тяжел для глаз. Или, допустим, сочетание голубого и серого (фон и шрифт) может придать полиграфической рекламе определенную стильность, но чтение с экрана текста, выполненного в подобной цветовой гамме, будет крайне утомительным, и посетитель веб-сайта, скорее всего, информацию, поданную в таком виде, пропустит мимо себя.
Если же фирменный стиль компании строится на использовании сигнальных цветов, то профессионализм дизайнера будет заключаться в адаптации этого стиля к принципам веба и экранного восприятия.
Также необходимо помнить, что верстка веб-страницы выполняется по иным принципам, чем верстка брошюры. Это важно при использовании разных стилей шрифта, разбиения на абзацы и внедрении иллюстраций в тело текста.
5. Маленькие эскизы больших фотографий
Данная проблема заключается в том, что владельцы сайтов делают маленькие эскизы, просто уменьшая большую фотографию. Если большая фотография имеет достаточно много мелких деталей, то на эскизе они потеряются, и смысл картинки пропадает.
Поэтому, уменьшая большую и пеструю фотографию, сохраняйте на эскизе лишь часть изображения, ту, которая несет смысловую нагрузку; кадрируйте фотографию, оставляя менее сложную композицию. Так же необходимо позаботиться, чтобы миниатюры при этом должны быть одного размера и одной пропорции.
Потапова Оксана
«Мой компьютер и связь» №14 (177) 2006 г.
Другие 10 ошибок на сайте:
5 ошибок менеджера
5 ошибок верстальщика и программиста