Обстоятельства ведения современного бизнеса, как и любой другой деятельности, будь-то общественная работа или творчество, рано или поздно приведут вас в интернет. Такова реальность сегодняшнего дня, игнорировать которую уже нельзя. Поэтому важно, то, как будет выглядеть ваше появление в мировой паутине.
Сделайте сайт!
Техническое задание
После определения целей и задач, стоящих перед вашим будущим веб-представительством, мы вплотную подошли к этапу разработки технического задания, в котором определяются сроки, графические и технические параметры.
«Но мы же уже решили, что да как будет на сайте. Неужели этого недостаточно?» – спросите Вы. К сожалению, нет. К примеру, решили Вы купить наушники. Цель – наслаждаться музыкой и не мешать домашним, но при этом не уточнено, какой тип, частотный диапазон, емкость, цвет, дополнительные возможности. А ведь это необходимо знать, чтобы купить именно то, что нужно. Другими словами, информации в постановке задач достаточно для получения представления о работе, но совершенно не хватает для самой работы как таковой.
Техническое задание призвано детальнейшим образом описать работу, которую необходимо сделать: описание дизайна веб-сайта, разработка детальной структуры (модули разделов и подразделов, блок-схемы отображения информации), требования к навигации по сайту (меню), перечень основных сервисных функций (поиск, рассылка, опросы), формы обратной связи («Заполнить анкету», «Задать вопрос»), условия предоставления информации клиентом, требования к объемам загружаемых текстовых, табличных и графических элементов, к совместимости с различными браузерами, наличие или предоставление домена и хостинга и т.д.
Техническое задание является неотъемлемой частью договора на разработку сайта между вами и веб-студией, и только после его согласования и утверждения, определяется окончательная стоимость работ.
Дизайн
Порой приходится слышать фразы типа «Вот это хороший веб-дизайн, а вот это – плохой». Практически всем, кто желает заказать себе сайт, хочется выяснить, что же является ключевым в оценке дизайна, помимо пресловутого «нравится – не нравится».
Начнем с того, что дизайн в этом случае – понятие более сложное, чем просто внешнее оформление сайта. Под веб-дизайном понимается и визуальная привлекательность, и удобство для пользователя, и поддержание имиджа компании, и удержание посетителя на сайте, и его запоминаемость. Дизайн является основой любого веб-проекта, будь то сайт или интернет-реклама.
Итак, что включает в себя красивый и удобный интерфейс веб-сайта:
– Уникальная гармоничная графика. формирующая притягательный образ виртуального имиджа компании. Графика, цветовая гамма должна вызывать положительные эмоции у подавляющего большинства посетителей вашего сайта, дизайн должен быть незамысловатым и запоминающимся.
– Продолжение и развитие фирменного стиля компании. Если таковой имеется, то оформление вашего веб-представительства должно подчеркивать общий корпоративный стиль организации, идентифицироваться с типом предлагаемых товаров и услуг, сочетаться с ее прочей рекламной продукцией. Программные модули (гостевая книга, форум, бланк заказа), баннеры компании должны быть выполнены в едином с сайтом дизайнерском оформлении.
– Легкость оформления страниц. Общий размер всех файлов, составляющих оформление вашего сайта, должен быть очень небольшим. Это необходимо для того, чтобы сайт быстро грузился даже при модемном подключении. Особенно это относится к анимации (флеш-заставки, анимированные элементы сайта), изобилие которых делает сайт «тяжелым», а многократное повторение ролика раздражает посетителя.
– Простая навигация и правильная компоновка информации на странице. Меню, элементы управления и вся информация вашего сайта должны быть расположены так, чтобы посетитель мог быстро сориентироваться на любой странице сайта и оперативно найти необходимую ему информацию.
– Эластичность страницы. Хорошо продуманный дизайн вашего веб-сайта должен корректно смотреться при разных разрешениях монитора и одинаково отображаться в различных браузерах.
Вышеперечисленные пункты не являются исчерпывающими и в некоторых исключительных ситуациях могут варьироваться. Например, рекламный промо-сайт конкретного вида товара может быть полностью реализован во флеш, и иметь внутри себя много различной анимации, игр, ребусов, голосований для того, чтобы привлечь и заинтересовать потенциального покупателя.
Контент
Контент – это информационное наполнение вашего веб-сайта, статьи, публикации. От грамотного написания текстов для основных разделов вашего интернет-ресурса зависит впечатление пользователей о компании. Недаром говорят, что «первая статья – второе лицо сайта», а «первое лицо» – это, конечно же, главная страница. Часто именно тексты на основных «продающих» страницах сайта влияют на решение потенциального клиента воспользоваться услугами фирмы.
Обычно написание рекламных текстов и статей – это совестная работа сотрудника веб-студии (журналиста или хорошо владеющего этим вопросом специалиста) и ваша, так как никто лучше вас не знает специфику работы вашей организации.
Предоставленная вами информация о фирме, ее деятельности, продукции и услугах формируется по основным разделам сайта и адаптируется для интернета. Например, желательно чтобы тексты содержали ключевые слова для поисковых машин.
Также необходимо помнить, что наполнение сайта – процесс постоянный, необходимо своевременно отражать на сайте свежие новости, новые товары и услуги, последние рекламные акции компании.
Верстка
WWW, так называемая, всемирная паутина, существующая в интернете, соткана из множества веб-страниц, а эти страницы формируются при помощи языка разметки гипертекста HTML, который изначально был создан, чтобы предоставить всем желающим доступ к различным документам, в том числе находящихся на разных вычислительных платформах, с использованием различных пользовательских агентов.
HTML позволяет форматировать документы для их представления с использованием шрифтов, линий и других графических элементов на любом браузере (Internet Explorer, Netscape Navigator, MyIE и пр.), который интерпретирует HTML и воспроизводит на экране документ в виде того самого веб-сайта, который вы видите на мониторе.
Таким образом, верстка вашего веб-сайта включает в себя:
– Разбиение дизайна на отдельные графические элементы (для перевода всей графики сайта в код HTML).
– Непосредственное формирование страницы сайта с помощью HTML, включая тексты, графику и программные блоки.
– Использование вспомогательных элементов, например, каскадных таблиц стилей CSS, которые помогают более удобно программировать и отображать на сайте шрифты и цвета заголовков, разбивку текста, фон документа и т.д.
Программирование и технологии
Любой масштабный интернет-проект, включающий в себя большие объемы информации, обратную связь с посетителями, невозможно создать без применения специальных языков программирования.
Языки веб-программирования – это языки, предназначенные для работы с интернет-технологиями. Они делятся на две группы: клиентские и серверные. Как следует из названия, клиентские языки обрабатываются на стороне клиента пользователя, а если говорить проще – программы на клиентском языке обрабатывает браузер. Таким образом, обработка скрипта языка зависит от браузера, но при этом обработка скрипта может выполняться без отправки документа на сервер, что ускоряет процесс обработки информации. Самым распространенным из клиентских языков является JavaScript.
Принцип работы серверного языка заключается в том, что скрипты языка обрабатываются на сервере (в общих чертах, сервер – это специальный компьютер, на котором хранится ваш сайт). Например, пользователь дает запрос на какую-либо страницу, вызванная страница сначала обрабатывается на сервере, то есть выполняются все скрипты, связанные со страницей, и только потом возвращается к посетителю в виде простого HTML-документа. Среди серверных языков выделяют PHP, Perl, SSI.
С помощью программирования на вашем сайте будут реализованы любые веб-приложения: всплывающее меню, система приема заказов, электронный магазин, форум, чат, голосование, гостевая книга, поиск по сайту, динамическая галерея продукции и многое другое.
С постепенным совершенствованием интернета и увеличением пропускной способности каналов связи стали появляться новые интерактивные возможности сайтов, новые форматы графических файлов, появились новые технологии, как, например, флеш (Macromedia Flash).
Флеш представляет собой мощную систему, предназначенную для создания анимационных файлов для веба. С помощью флеша на вашем веб-сайте могут быть созданы: элементы дизайна сайта и флеш-ролик для заставки, флеш-баннер любого уровня сложности, а также многостраничный полноценный сайт без использования HTML. Достоинством флеш-фильмов является небольшой объем анимированных файлов.
Но целесообразность применения флеш-технологии спорна, с одной стороны, это прекрасная возможность реализации эффектных запоминающихся рекламных баннеров, а с другой, – флеш-сайт нарушает истинный смысл интерактивности сайта, легкости навигации, съедает много ресурсов. В данном случае, если вы желаете получить броский веб-сайт, с оригинальным дизайном и быстродействующей полноэкранной анимацией, то необходимо придерживаться «золотой середины», использовать флеш в качестве дополнения к вашему веб-ресурсу.
Потапова Оксана
«Мой компьютер и связь» №48 (161) 2005 г.